Безрезьбовое соединение стальных труб особенности и основные правила

Самая полная информация по теме: «безрезьбовое соединение стальных труб особенности и основные правила» с полным описанием и комментариями от профессионального мастера.

Безрезьбовое соединение стальных труб и муфта ГЕБО

В процессе установки трубопроводов нельзя обойтись без соединения стояков. В зависимости от места монтажа, материала, из которого произведены стояки, их диаметра, линейных размеров, иных технических характеристик, возможностей заказчика, применяют резьбовое или безрезьбовое соединение.

Оба типа стыковки стальных труб имеют свои преимущества и недостатки. Остановимся более подробно на безрезьбовом соединении стальных труб и стыковке металлических труб с пластиковыми.

Соединение без резьбы может происходить с использованием:

  • сварки;
  • фланцев;
  • муфты с фланцевым соединением;
  • обжимных муфт Гебо;
  • компрессионных фитингов (аналоги муфт гебо), которые чаще применяются при стыковке пластиковых, металлопластиковых, полипропиленовых и полиэтиленовых труб.

Параллельно с резьбовым, данный способ соединения долгое время был одним из наиболее распространенных.

  • простотой конструкций сварных швов и небольшой трудоемкостью;
  • облегчением трубопроводной системы;
  • возможностью стыковки элементов любой формы и размера. Не обязательно, чтобы концы труб были идеально ровными;
  • герметичностью;
  • бесшумностью технологической процедуры;
  • автоматизацией процесса.

Вместе с тем, в сварочных элементах магистралей возникают остаточные напряжения, что могут сопровождаться недостаточной надежностью соединения при значительных нагрузках и вибрациях.

Существенным минусом является также возможность коробления свариваемых элементов. Учитывая еще высокую стоимость работ, вместо сварки часто пользуются иными, не менее надежными, но качественными и дешевыми способами стыковки элементов магистралей.

Соединяя стояки без сварки, можно:

  • получить стыковку разъемного типа. Такой вариант приемлем в случае необходимости выполнения ремонтных работ в краткие сроки. Одновременно, такая процедура позволяет повторно использовать те же фитинги, с заменой уплотняющих материалов, что значительно экономит средства;
  • осуществить стыковку в любом месте, независимо от наличия электроэнергии;
  • повысить качество соединения, поскольку сваркой не всегда получается точное выполнение шва, чтобы стояки на миллиметр-другой не сдвинулись относительно оси и друг друга;
  • обойтись без дорогостоящего мастера, поскольку начинающему сварщику осуществить качественную операцию по стыковке стояков – не по силам;
  • обойтись без дорогих аппаратов и приспособлений, поскольку соединение с помощью фитингов предвидит наличие газового ключа и простых навыков.

Поэтому, такие монтажные работы может сделать своими руками каждый, у кого есть элементарные навыки обращения с ключами и большое желание. Все. Больше ничего не надо.

Данный метод применяют при монтаже труб диаметром 50 мм и больше. Понятно, что в отдельных случаях фланцевые фитинги используют при стыковке стояков меньших диаметров.

Для изготовления детали используют высокопрочную сталь или чугун.

  • корпус;
  • металлическое кольцо, по обе стороны которого размещены фланцы;
  • кольца-уплотнители, с помощью которых обеспечивается высокий уровень герметичности. Размещаются они непосредственно в металлическом корпусе;
  • болты для крепежа, выполняющие роль соединителей фланцев.

Как установить фланцевую муфту должен знать каждый, поскольку схема монтирования – элементарно проста.

  • разложить стояки соответственно схеме монтажа;
  • очистить трубы от возможной ржавчины, уплотняющих материалов, иной грязи;
  • на окончаниях стояков разместить фланцы;
  • разделить пространство между фланцами металлическим кольцом;
  • сильно стянуть фланцы крепежными болтами.

Безрезьбовое соединение стальных труб с помощью обжимных фитингов гебо – относительно «молодой» способ стыковки, но уже завоевал немало поклонников.

Муфта обжимная для стальных труб гебо комплектуется:

  • зажимным кольцом;
  • уплотнительным материалом в виде кольца;
  • прижимным кольцом;
  • зажимной гайкой,

которые размещаются в металлическом корпусе.

Использование обжимных фитингов обеспечивает надежное соединение чугунных, пластиковых, стальных труб с возможными поворотами, разветвлениями или же просто в стык.

Монтаж детали производится просто:

  • на отрезе стояка фиксируют зажимную гайку;
  • осуществляют начинку фитинга обжимной прокладкой, зажимным и прижымным кольцом;
  • крепко затягивают гайку на корпусе детали. При этом осуществляется зажим колец внутри конструкции, обеспечивая полную герметизацию стыка по всей окружности стояка.

Эффективным приспособлением для устранения течи в стояке является хомут на муфты гебо, о чем свидетельствуют многочисленные отзывы. Главное преимущество конструкции – быстрота и качество монтажа.

С помощью хомута легко можно устранить течь, образовавшуюся при замерзании воды в трубе, при коррозионном процессе, в результате механического повреждения.

Деталь монтируют на трубах отопления, стальных водопроводных трубах, начиная от диаметра 1/2 дюйма и оканчивая 2 дюйма и больше.

Многих интересует вопрос, можно ли ставить муфту гебо на отопление. Существуют различные мнения. Одни специалисты считают, что нельзя, другие – что можно.

Как свидетельствует инструкция к чугунной муфте гебо, конструкция рассчитана для функционирования при температуре +80⁰С и давлении в пределах 1 МПа. Как подчеркивают опытные сантехники, отзывы потребителей, муфта гебо на металлическую трубу может качественно работать и работает при более высоких параметрах.

Например, данная соединительная деталь – незаменима в системе отопления, если конец первого стояка имеет резьбу, а конец второго – без резьбового участка.

Поэтому, чтобы не искать опытного сварщика, или, чтобы не нарезать резьбу, лучше использовать муфту гебо, которую можно купить в магазине сантехники. Цена – зависит от диаметра и материала изготовления.

Кроме систем отопления, эти безрезьбовые фитинги можно использовать для монтажа газовых и канализационных труб.

Производят элементы стыковки из чугуна, стали и нержавеющей стали.

Фитинги предназначены для транспортировки транспортом любого вида, при соблюдении правил перевозки на этом транспорте.

Существуют разные способы стыковки стояков трубопровода. Многие отдают предпочтение соединению муфтой гебо, несмотря на то, что данный тип стыковки – начал использоваться позже всех. В чем секрет успеха и популярности соединительного элемента?

  • простотой монтажа. Его монтирование может выполнить человек, квалификация которого – невысокая. Это значит, что каждый хозяин своими руками может соединить с помощью гебо два или больше стояка в единую централизованную систему, будь то водо- или газопровод, канализация, отопление. Специальные навыки, уровень квалификации – минимальны, поскольку при работе не обязательна высокая точность соединения. Это связано с тем, что фитинг – компенсационного типа. Соединение стояков может допускать расхождение по оси в пределах 3⁰ (плюс-минус 0,5⁰);
  • оригинальной конструкцией элемента, в результате чего отсутствует минимальное напряжение и не наблюдается общая усталость металла;
  • долгим сроком эксплуатации, который равен 10-ти и больше годам;
  • высокими техническими характеристиками. То есть, стыковки используют в водопроводах, трубопроводах со сжатым воздухом при наличии в них давления до 1 МПа (10 атм) и температурных показателей +75-80⁰С. Допускается кратковременное повышение температуры до +108-110⁰С. В газовых магистралях давление не должно быть выше 4 атм.

Обжимной соединительный элемент имеет одну интересную разновидность – безрезьбовое компрессионное/зажимное соединение. С его помощью в основном собираются металлопластиковые трубопроводы. В отдельных случаях – отличный вариант для соединения металлических стояков.

См. также:  Шлифовальные машины для пола как выбрать и пользоваться

Конструкцией компрессионного соединения для стальных труб предвидено наличие:

  • гайки зажимного типа;
  • обжимного кольца;
  • конусообразного уплотнителя из резины.

Для производства компрессионных фитингов используют медь , нержавейку, латунь.

К главным преимуществам изделий можно отнести:

  • надежность, герметичность и прочность стыковки;
  • возможность стыковки стояков из разных материалов;
  • быстроту скрепления;
  • простоту технологической операции;
  • длительное время эксплуатации.

Устанавливаются фитинги компрессионного типа по той же схеме, что и обжимные аналоги. Первым шагом является надевание зажимной гайки на трубу. После этого, необходимо ее постепенно затягивать, чтобы деталь плотно прижала кольцо и уплотнитель, обеспечивая таким образом, полную герметичность стыковки стояков.

Формирование трубопровода предполагает соединение труб. для этого используют резьбовой и безрезьбовой способы. Какой вариант выбирается зависит от назначения, месторасположения, материала соединяемых элементов. Но если нанесение резьбы затруднительно, применяют безрезьбовое сварное или фитинговое соединение стальных труб.

Условно разделяют два метода:

  • с помощью сварки. По условиям проведения работ различают сварку плавлением и давлением;
  • с использованием соединительных фитингов. В этом качестве выступают муфты, фланцы.

Этот метод дает прочное, герметичное соединение. К его плюсам так же относят:

  • нет утяжеления системы дополнительными деталями;
  • автоматизированность процесса;
  • для сварки нет необходимости специально ровнять край среза;
  • подходит для систем из элементов нестандартного сечения: квадратных. прямоугольных, овальных. Соединение стальных труб некруглой формы на резьбе невозможно.

Сварочные работы обычно выполняет специалист и для них необходимо специальное оборудование. Возникающие остаточные напряжения в местах стыковки, могут привести к разгерметизации швов при механических нагрузках, вибрациях. При необходимости ремонта сварные детали можно только отрезать. Технологически сложно сварить разные металлы (сталь/чугун), и невозможно различные материалы (сталь/ПВХ). Нельзя сварочным методом соединить стальные трубы с медной, алюминиевой.

Работа со сварочным аппаратом

Фитинговое соединение дает ряд преимуществ без изменения требований к герметичности стыков:

  • все стыковочные узлы легко, быстро меняются;
  • внести изменения в систему можно самостоятельно, поменяв тип фитинга;
  • при поломке трубопровода, фитинги можно использовать повторно;
  • не требуется дорогостоящего специального оборудования;
  • можно соединить трубы из разных материалов.

Из минусов выделяют невозможность соединения срезов с угловым сечением, утяжеление системы дополнительными элементами. Такое соединение будет служить долго при четком соблюдении технологии установки.

Сварочные работы выполняются с помощью сварочных аппаратов. Дополнительно используются в электросварке трансформаторы (выпрямители), набор электродов. Обязательно работы проводить только в защитной экипировке.

При всех видах сварки предварительно подготавливают под свариваемые швы срезы труб: очищают, срезают фланец, обезжиривают, удаляют ржавчину, краску.

Далее процесс зависит от способа сварки:

  • Газовой метод предполагает использование сварочной проволоки, с помощью которой заполняется шов в один заход. Для того, чтобы сразу получить качественный результат необходимо иметь специальную подготовку. Если по технологическим причинам наружный шов не обеспечит необходимую герметичность, перед ним выполняют внутренний. Оптимальный для труб с толщиной стенок до 4 мм;
  • Электродуговой метод требует центровки, установки в прихватки элементов трубопровода. Это связано с тем, что работа выполняется частями. Шов формируется слой за слоем. Для каждого этапа берется электрод большего диаметра. Метод применяется для толстостенных труб;
  • Сварка в защитной среде — самый эффективный способ. Защитой выступает смесь газов: аргон, кислород, углекислый газ. Шов получается аккуратный и прочный.

После сварки любым способом шов очищается от шлакового налета, проверяется его герметичность. Сварные соединения долговечны, эстетичны.

Сварочный шов

В безрезьбовом методе используют компрессионные железные, металлопластиковые, стальные муфты, обжимные муфты Гебо.

Компрессионные муфты имеют уплотнительное кольцо, накидную гайку. Они не обеспечивают полную надежность крепления: при механическом усилии трубу можно вырвать из муфты. Они устанавливают или как временный вариант на этапе ремонта, или там, где не предполагается внешнее воздействие.

Обжимные муфты Гебо имеют три кольца:

Все элементы помещены в металлический корпус, а с зажимной гайкой составляют общее устройство. Такая муфта эффективна при соединении стальных конструкций с пластиковыми, трубопроводом ПВХ. Сфера применения: водопроводы, канализационные и газовые системы где давление не превышает 0,4 МПа. К положительным моментам применения муфты Гебо относят:

  • разноплановость использования;
  • не подвергается упругим деформациям;
  • заявленный гарантийный срок использования более 10 лет;
  • на качество соединения отклонение в 3 0 не влияет;
  • не возникает внутренних напряжений;
  • отсутствует усталость металла.

Оригинальные Гебо-муфты продаются обязательно с паспортом.

Соединение муфтой

  1. Обрезать две трубы.
  2. Соединить срезы и отцентрировать их.
  3. Сделать метки расположения муфты.
  4. Смазать герметиков внутреннюю часть муфты и внешнюю труб.
  5. Надеть муфту на обозначенное место и дать укрепиться на герметике.
  1. На одной из частей трубопровода фиксируется зажимная гайка.
  2. Собирается фитинг начиная.
  3. Гайка затягивается на детали, внутри происходит зажим колец.
  4. Далее все выполняется для второго среза. Стык получается герметичным.

Область применения фланцевого соединения — арматура диаметром от 50 мм. Фланцы для труб меньшего диаметра редкость и применяются только в исключительных случаях.

Конструкция фланцевого фитинга:

  • кольцо из металла с расположенным с двух сторон фланцами;
  • уплотнительные кольца, расположенные внутри корпуса;
  • крепежные болты.

Соединение надежное, простое в монтаже, но конструкция имеет значительный вес и размеры.

Фланец

  1. Определить места соединения и очистить их от любого налета.
  2. На каждый соединяемый элемент надеть фланец.
  3. Установка прокладок, чтобы они выходили за край трубы.
  4. Притянуть фланцы между собой болтами. Внутренние уплотнители обеспечат герметичность стыка.

В трубопроводах высокого давления болты закрепляют сваркой. Если крепление затягивается, необходимо следить, чтобы оно не лопнуло.

Чтобы стыковка соответствовала нормативным требованиям необходимо учесть:

  • тип прокладки подбирается в зависимости от назначения трубопровода. для водопровода — пористый картон с масляной пропиткой, для теплосети — асбестовый картон;
  • более одной прокладки устанавливать нецелесообразно;
  • прокладки не должны соприкасаться с болтами. Их размер подбирается немного больше диаметра труб;
  • для равномерного затягивания болтов это делают попарно, а не один за другим.

Установка фланца на трубу эффективно как для способа безрезьбового соединения стальных труб, так и для устранения течи в аварийных ситуациях.

Порядок монтажа

Применение фитингов, муфт позволяет заварить трубу без резьбы и сварки. Но все методы соединения равноправны. Их выбор зависит от конкретных условий монтажа, материала труб, наличия инструментов.

Соединения безрезьбовые предназначены для соединения арматур и труб, соединения приборов и труб и труб между собой без нарезки резьбы на трубах.
Условия эксплуатации: интервал рабочих температур окружающего воздуха, не нарушающий работоспособность соединений безрезьбовых от -600С до +600С.
Соединения безрезьбовые должны сохранять работоспособность после кратко-временного (4 часа) воздействия температуры 1200С.

Назначенный срок службы соединений безрезьбовых 20 лет. Назначенный срок службы уплотнительных элементов 6 лет.
Должна быть обеспечена герметичность материалов деталей при затяжке накидных гаек моментом, указанным в таблице 1, при максимальном рабочем давлении 1,0±0,02 МПа.

На корпусах, штуцерах и ниппеле должны быть нанесены ударным способом и отлиты:

  • товарный знак завода-изготовителя;
  • номер соединения безрезьбового;
  • номер месяца и две последние цифры года изготовления.
См. также:  Тонкости проектирования двухэтажных домов из бруса

Знаки маркировки должны сохраняться в течение всего срока службы соединения безрезьбового.
Не допускается повторное использование демонтированных после эксплуатации уплотнительных элементов.
Гарантийный срок эксплуатации и хранения – 6 лет с даты выпуска безрезьбового соединения.

Монтаж и демонтаж соединений безрезьбовых на подвижном составе необходимо производить при отсутствии давления воздуха в тормозной сис-теме.
При пропуске воздуха в атмосферу в безрезьбовом соединении допуска-ется подтяжка гайки накидной без снятия соединения с тормозной магистрали моментом, указанным в таблице 1.
Не допускается эксплуатировать соединения безрезьбовые, имеющие утечки сжатого воздуха или видимые повреждения деталей.

Особенности резьбовых и безрезьбовых соединений труб

При соблюдении всех правил монтажа резьбовые соединения труб обеспечивают нужную герметичность и надежность. Главное преимущество этого способа крепления – возможность демонтажа при помощи одного только гаечного ключа.

Трубы соединяются с кранами, тройниками или друг с другом при помощи резьб. При этом стык может быть демонтируемым или неразборным. Герметизировать трубы можно одним из следующих методов.

  • Прокладки применяют между элементом арматуры и накидной гайкой.
  • Подмотка резьбы служит для уплотнения резьбы (полимерные ленты, волокна синтетические и натуральные, герметики жидкие и твердые).
  • Метод деформации материала применяется в пластиковых трубопроводах низкого давления (труба из пластика с наружной резьбой заводится во внутреннюю резьбу до упора).
  • В системах с высоким давлением применяют трубные конические резьбовые соединения и синтетические герметики, они делают стык труб особо прочным.

Безрезьбовое соединение стальных труб может выполняться либо фланцевым методом, либо муфтовым.

Используют для труб из поливинилхлорида и стали. Последовательность действий следующая.

  1. Трубу обрезают, срез должен быть идеально ровным.
  2. Фланец надевают на срезанную трубу.
  3. Далее идет резиновый уплотнитель (не менее 10 см) и фланец.
  4. Выполняется крепеж болтами. Болты с гайкой сжимают уплотнение между дисками.

Два диска с отверстиями, фланцы, крепят на концах труб сваркой, резьбой или отбортовкой. Полученное соединение не делают закрытым в строительную конструкцию.

Накидную гайку используют при разъемном соединении для труб малого диаметра. На конец трубы надевают гайку, конец отбортовывают, на второй трубе нарезают резьбу или крепят патрубок с резьбой. Потом стягивают накидную гайку.

Муфтовое соединение выполняют для напорных и безнапорных труб.

  1. Соединяемые части обрезают, муфту прикладывают точно по центру стыка.
  2. На трубе рисуют мелом месторасположение муфты.
  3. Внутренняя часть муфты и торцы труб смазываются герметиком.
  4. Затем собираемые элементы стыкуются, по метке надевается муфта.

Подготовительные операции: перекрывается газовый кран, продуваются трубы. Далее действуем в таком порядке.

  1. Болгаркой (ножовкой по металлу) отрезается лишняя часть газопровода.
  2. Заваривается конец трубы. Если нужно выполнить присоединение к газовому шлангу, нарезается резьба (с помощью плашки или электрическим клуппом).
  3. Наматывается пакля, смоченная смазкой, на резьбу. Затем присоединяется шланг.
  4. При установке нового участка понадобится соединительная трубка с резьбой на концах (с помощью гайки закручивается на двух трубах).

Трубная резьба задается по внутреннему диаметру трубы, он является условным проходным размером. При этом размер наружного диаметра больше внутреннего на две толщины его стенки. Расчет соединений проводят по условным проходам фитингов и арматуры по ГОСТ 355-52.

Понятие «радиаторный сгон» обозначает разборное резьбовое соединение между отопительным прибором и трубой. Если в процессе эксплуатации предполагается демонтаж, сгон станет идеальным решением.

Предотвращают протечки различные уплотнители (льняные жгуты, ФУМ-лента, тангит-нити). Существуют также специальные смазки, заполняющие собой микротрещины.

Большое значение имеет соосность резьбы с трубой и ее качество нарезки (резьба, созданная с помощью плашки, не обладает требуемой точностью, гораздо более качественной является нарезанная на станке).

  1. Цилиндрическая дюймовая резьба является крепежно-уплотняющей. Применяют при стыковке муфты с цилиндрической резьбой и трубы с конической резьбой. Обозначение G11⁄2-В расшифровуется так: G – цилиндрическая, 11⁄2– проход в дюймах, В – класс точности.
  2. Коническая резьба используется там, где нужна особая герметичность – в местах стыковки труб (в трубопроводах с большим давлением газа или жидкости). Имеет профиль с углом в 55°. R – обозначение для наружной резьбы, Rc – для внутренней.

Зная размер в дюймах, из таблицы для резьбы трубной конической можно узнать основные параметры: шаг, длину резьбы, диаметр наружный, средний, внутренний. Размеры резьбовых соединений труб стандартны.

В двунаправленных резьбах присутствуют и левосторонняя, и правосторонняя нарезка. Примером может служить соединение секций чугунного радиатора. При закручивании муфты стягиваются сразу две части одновременно. Такие соединения удобны, так как позволяют выполнять монтаж без сварки.

Сборку трубных резьбовых соединений можно осуществить по-разному. В качестве вспомогательного средства чаще всего используют лен, применяют также ФУМ-ленту и анаэробный герметик.

Сперва отделите небольшое количество льна. Важно не то, сколько намотается на соединение, а то, сколько попадет именно на резьбу. Намотку делайте по часовой стрелке и заканчивайте у основания резьбы. Лен – хороший герметик, но он очень скоро изнашивается, так как подвержен гниению при длительном взаимодействии с горячей водой. Специальная паста, например, «Унипак», защищает лен. Можно также использовать сурик или сантехнический силикон. После того, как лен намотан, закрутите соединение шведским ключом и разводным. Не затягивайте с усилием. Намотанный лен должен целиком войти в резьбу. Если вы возьмете слишком много льна, при закручивании он вылезет и будет торчать лохмотьями, что не сделает соединение более долговечным.

Паста, которой смазывают резьбы гидро- или пневмосистем и распределяют равномерным слоем. В продаже можно найти средство с разной степенью фиксации: низкой, средней и высокой. В последнем варианте демонтаж невозможен.

Способ применения: закрутите соединение и оставьте на 40 минут. Такая паста выполняет функции ФУМ ленты или пакли, прочно фиксирует стык и защищает его от химических реагентов.

Ее наносят на резьбу по часовой стрелке. Закручивают соединение с помощью ключей.

Видео о переходе с железной трубы на полипропилен – нарезка резьбы

Характер применяемого резьбового соединения зависит от условий работы, в которых оно будет находиться. И неважно, будет оно демонтируемым или неразборным, от качественно выполненной сборки будет зависеть его надежность при эксплуатации.

Соединения стальных труб: виды, назначение, требования

Классификация соединений стальных труб. Сталь­ные трубопроводы санитарно-технических систем, по которым перемещаются вода, пар, газ, состоят из отдельных участков труб, которые соединяются между собой: резьбой, сваркой, фланцами, накидными гайками. Места соединения труб (сты­ки) должны быть прочными, герметичными и долговечными. Большинство соединений на трубах изготовляется неразъем­ными (сварные, резьбовые), но для возможности демонтажа трубопроводов при их ремонте, а также в местах установки ар­матуры предусматриваются разъемные соединения (фланце­вые, накидной гайкой).

Соединение стальных труб на резьбе применяют на водогазопроводных трубах. На обычных трубах резьбу нарезают, а на тонкостенных накатывают. Резьба на трубах должна быть чис­той. Не допускается нарезка с сорванной или неполной резь­бой общей длиной более 10 % длины рабочей части. В санитар­но-технических устройствах для резьбовых соединений при­меняют нарезку или накатку наружной резьбы на концах соединяемых труб и навертывание муфты с резьбой. Длина резьбы соединительных труб должна быть такой, чтобы между обоими концами труб, ввернутыми до отказа в муфту, оставал­ся зазор не менее 5 мм. Данный вид резьбового соединения на­зывают коротким. Если при резьбе типа «цилиндр на цилиндр» необходимо сделать разъемное соединение, то на одном конце трубы нарезают короткую резьбу, а на другом резьбу – длин­ную, т.е. такой длины, чтобы на нее можно было согнать контр­гайку и следом за ней муфту с запасом 2-3 нитки (рисунок ниже). Соединение с навернутыми на нее муфтой и контргайкой называ­ют сгоном.

См. также:  Аккумуляторные перфораторы виды, советы по выбору и использованию

Соединение стальных труб с помощью муфты и контргайки (сгон)

Для уплотнения сгона при теплоносителе с температурой не более 95 °С между контргайкой и торцом муфты ставится промазанный уплотняющей пастой и ссученный из льняной пряди жгутик; в системах паровых и с перегретой водой – тонкий асбестовый шнур, промазанный графитовой замаз­кой.

При изготовлении разъемного соединения стальных труб используют фитинги из ковкого чугуна с утолщениями на концах – буртиками, необходимыми для большей прочности, и стальные (без буртиков). Соедини­тельными частями из ковкого чугуна с цилиндрической резь­бой для соединения труб по прямой и заглушки концов явля­ются: муфты прямые и переходные, соединительные гайки, футорки, контргайки, пробки (рисунок ниже).

Соединительные части из ковкого чугуна для соединения труб по прямой

Непроницаемость стыка при резьбовых соединениях обес­печивается с помощью уплотнительного материала – льна, ас­беста, натуральной олифы, белил, суриковой и графитной за­мазки. При цилиндрических резьбовых соединениях труб, по которым течет холодная и горячая вода (с температурой до 100 °С), уплотнительным материалом служит льняная прядь, пропитанная суриком или белилами, замешенными на нату­ральной олифе. Для трубопроводов с теплоносителем температурой более 100 °С в качестве уплотнителя применяют асбесто­вую прядь вместе с льняной, пропитывая их графитом, за­мешенным на натуральной олифе; при этом резьбу вначале промазывают суриком или белилами. На короткие резьбы сухую льняную прядь наматывают со второй нитки от торца трубы по ходу резьбы тонким ровным слоем «врасстилку», без обрыва. Прядь необходимо предварительно тщательно рассу­чить, чтобы волокна хорошо отделялись. Намотанную прядь сверху по ходу резьбы промазывают разведенным суриком. Прядь не должна свисать с конца трубы или входить внутрь трубы, так как это может вызвать засорение трубопровода.

Фасонные части нужно навертывать на трубы до отказа так, чтобы они заклинились на последних двух конусных нитках (сбеге) резьбы, что обеспечивает надежное соединение. Соеди­нения на резьбе следует выполнять после сварки трубопровода. Если необходимо выполнить сварной стык после уплотнения резьбового соединения, то он должен располагаться на рас­стоянии не менее 400 мм от резьбового соединения.

Фланцевые соединения стальных труб. Фланцевым называется соединение стальных труб, осуществляемое при помощи при­варенных к их концам фланцев. Применяемые для соединения стальных труб фланцы должны соответствовать ГОСТам 12820-80,12821-80 и 12822-80. Присоединительные и уплот­нительные поверхности стальных фланцев обрабатывают и по­крывают антикоррозионной смазкой. Эти поверхности не должны иметь следов механических повреждений. Торцевые поверхности фланцев должны быть перпендикулярны оси тру­бы. Конец трубы, включая шов приварки фланца к трубе, не должен выступать за плоскость фланца. Отверстия во фланцах под болты или шпильки должны быть сверлеными с ровными краями, опорные места под болты и гайки обработанными. Правильность установки фланца проверяют с помощью флан­цевого угольника.

Прокладки служат уплотнительным материалом между фланцами. Поверхности прокладок должны быть гладкими, без заусенцев, рванин и порезов. Не допускаются мягкие про­кладки со следами излома, складками и трещинами. Для трубо­провода, предназначенного для холодной или горячей воды (до 100 °С), прокладки изготовляют из тряпичного картона толщи­ной 3 мм. Вырезанные картонные прокладки смачивают водой и высушивают, чтобы лучше впитывалась олифа, а затем 20-30 мин пропитывают горячей олифой. В паропроводах с давлением пара до 0,15 МПа для прокладок применяют асбе­стовый картон толщиной 3-6 мм. Асбестовый картон должен быть плотным и гибким: при сгибании картона под углом 90° вокруг цилиндра диаметром 100 мм он не должен ломаться.

Материал прокладок определяется проектом. При отсутст­вии указаний в проекте при температуре перемещаемой среды до 105 °С следует применять прокладки из термостойкой рези­ны, а при температуре выше 105 °С – из паронита толщиной 2-3 мм. Паронитовые прокладки должны иметь с одной сторо­ны ровную, слегка глянцевую поверхность, а с другой сторо­ны – матовую поверхность. На поверхностях и по краям про­кладки допускается незначительная ворсистость.

Между фланцами полагается устанавливать одну проклад­ку. Не допускается установка между фланцами нескольких или скошенных прокладок. Чтобы прокладка не упиралась наруж­ной кромкой в болты, а внутренней не закрывала отверстия трубы, наружный диаметр ее должен не доходить до болтов, а внутренний до края трубы на 2-3 мм.

При соединении труб с фланцевой арматурой гайки ставят со стороны фланца трубы. При сборке фланцевых соединений головки болтов располагают с одной стороны. На вертикаль­ных участках трубопроводов болты устанавливают головками вверх. Концы болтов или шпилек не должны выступать из гаек более чем на 0,5 диаметра болта или шпильки. Резьбу болтов до их установки смазывают графитом на минеральном масле. При перекосе допускается изгиб трубы путем ее подогрева с той стороны, в которую нужно гнуть трубу; при этом не должен быть нарушен заданный уклон трубопровода. Посадку плоско­приварного фланца на трубу выполняют с зазором 0,5 мм при диаметре труб до 108 мм и 1 мм при диаметре труб более 108 мм. Фланцы, как правило, присоединяют к трубам электросваркой под слоем флюса или в среде углекислого газа на механизме ВМС-46 либо на других подобных механизмах или приспособ­лениях с применением сварочных полуавтоматов.

Соединение стальных труб сваркой и накид­ной гайкой. Сварное соединение труб получило широкое распространение в современном монтаже. Требования к сварному шву соеди­нения труб аналогичны требованиям к ме­таллу, из которого изготовлены трубы: оно должно быть высокой прочности, герметич­ным и долговечным. Сварное соединение осуществляется оплавкой концов труб и заполнением зазора между трубами жид­ким металлом, который, застывая, образует прочное герметичное соединение. По усло­виям работы отопительного трубопровода и тепловой сети, сварной шов должен проти­востоять линейным температурным дефор­мациям и не давать трещин, т.е. обладать вязкостью; быть плотным, поскольку газ об­ладает свойством проникать через малые поры соединения; быть прочным, чтобы исключить возможность его разрыва.

Для обеспечения указанных требований необходимо:

  • выбрать соответствующую конструкцию сварного соединения;
  • выбрать вид сварки;
  • обеспечить при сварке такой металлургический процесс, при ко­тором наплавленный металл приобрел бы необходимые качества.

Соединение накидной гайкой (рисунок выше) используется для труб небольшого диаметра, когда изготовление фланцевого соеди­нения нецелесообразно по конструктивным требованиям. Та­кое соединение имеет небольшие габариты и требует меньших затрат времени на сборку, чем фланцевое.

Оцените статью
Pallazzo
Добавить комментарий