Плуг для мотоблока мтз разновидности и самостоятельная настройка

Самая полная информация по теме: «плуг для мотоблока мтз разновидности и самостоятельная настройка» с полным описанием и комментариями от профессионального мастера.

Любой владелец своего огорода знает, какого это – вручную вспахивать грядки и дергать сорняки. Чтобы облегчить распашку, используют плуг. Но использовать животную силу или трактор для небольшого участка – дело затратное и неразумное. Для этих целей используют мотоблоки – в основном Нева, МТЗ, Ока, Фермер, Кентавр. Если просто – это двигатель с колесами, на который крепится различное навесное оборудование – от тележек до плугов. Вот о последнем, а точнее о том, как происходит регулировка плуга на мотоблоке, вам подскажет наша пошаговая инструкция.

Сцепка – это то, через что крепится плуг к фаркопу мотоблока. Они существуют двух видов: универсальная и стационарная. Универсальная более предпочтительна для работ, так как позволяет выполнить некоторые более точные настройки.

Совет: чтобы установка плуга была проще, поставьте мотоблок на подставки, в роли которых могут быть кирпичи, доски или камни.

Крепление плуга достаточно простое – сцепка для мотоблока занимает свое место на фаркопе и фиксируется одним шквонем.

Многие думают, что, надежно прикрутив плуг на мотоблок, работа пойдет легче и быстрее. На самом деле все как раз наоборот. За счет того, что во время распашки на плуг действуют силы, направленные перпендикулярно плоскости отвала, идет сопротивление, которое так и норовит увести весь агрегат в сторону. При жестком креплении рабочему приходится прикладывать усилия, буквально вдавливая мотоблок в землю. Поэтому необходимо оставить люфт в горизонтальной плоскости около 5 градусов.

Глубина вспашки – это расстояние, на которое плуг углубляется в землю во время работы. Устанавливать глубину нужно на то расстояние, которое берет штык лопаты. В противном случае могут получиться следующие эффекты:

  • При недостаточной глубине большая часть корней сорняков останутся под землей, что потребует дополнительных усилий для их удаления.
  • Если глубина будет большей, чем нужно, плодородный слой почвы перемешается с тем, что находится под ним, и растения не будут получать должного питания.

Поэтому необходимо придерживаться золотой середины.

Глубина настраивается при помощи болтов, которые скрепляют между собой стойку плуга и замок. Соответственно, передвигая плуг вверх-вниз, осуществляется данная настройка.

Обратите внимание на конструкцию вашего плуга – если в нем имеется только одно болтовое соединение и, соответственно, одно отверстие, регулировка на данной модели невозможна.

Для тех, кто уже имеет опыт вспашки земли мотоблоком, объяснять, что и как делать на этом этапе нет необходимости. Ниже дана информация для ознакомления тем, кто столкнулся с этим занятием впервые.

Наклон полевой доски, или как его еще называют угол атаки, – наклон уровня плоскости вспашки относительно поверхности. Регулировка происходит посредством винтовой рукояти.

Порядок действий следующий:

  1. Установите мотоблок с плугом на подставки, которые упоминались в начале статьи.
  2. Выкрутите рукоять регулировки на максимум так, чтобы полевая доска полностью легла на землю, без зазоров.
  3. Начните крутить ручку в обратную сторону до того момента, пока задняя часть не будет находиться над землей на 2-3 сантиметра.

Если допустить ошибку здесь, то будут последствия:

  • При большом угле атаки плуг превратиться в якорь – мотоблок будет постоянно буксовать и с трудом продвигаться вперед;
  • Если угол будет малым – не будет сниматься нужный слой почвы.

Проверить, все ли верно, можно будет на этапе распашки – мотоблок не должен упираться или идти слишком легко.

После того, как предыдущие этапы были сделаны, настал черед последней регулировке, чтобы последующая нарезка борозд проходила легко. Для этого мотоблок ставят на краю участка, загоняют плуг в землю и проходят первую борозду. На этом этапе важно сохранять прямую линию, чтобы последующие проходы были также ровными. Здесь может помочь натянутая на колышках нить или другой ориентир.

На этом этапе лучше всего проверить, как глубоко в землю углубляется плуг – поместите в борозду линейку или рулетку. При необходимости отрегулируйте глубину вспашки.

Затем одним колесом мотоблок помещается в борозду и плуг ориентируется так, чтобы он был перпендикулярен земле, чтобы сделать это точно, используйте угольник. Если вам неудобно делать это в земле, установите мотоблок на ровную поверхность, подложив под одно колесо подставку, соответствующую глубине борозды. После этого настройка плуга считается завершенной и можно приступать ко второй, третьей борозде.

В статье рассматривались так называемые легкие мотоблоки, которые в большинстве своем используются на дачах. Но также имеются тяжелые разновидности. Главные их отличия в том, что последние в разы мощнее и более громоздкие. Также на них устанавливаются дизельные двигатели. Такой выбор обусловлен тем, что при одинаковом объеме в рабочем числе оборотов дизель имеет больший крутящий момент, нежели бензиновый двигатель.

Установка и настройка плуга на данный тип техники ничем не отличается от того, что был описан выше. Единственное, что стоит отметить – настройку лучше совершать двум работникам, потому что вес тяжелых мотоблоков порой превышает 200 килограмм.

Первое и, самое главное, что следует отметить – соблюдайте технику безопасности.

В целом, устройство мотоблока понятное и простое. Но в любом случае, как и за любой другой техникой, за ним нужен уход и своевременное обслуживание и замена расходников. Используйте только качественные запчасти, рекомендованные производителями.

 

Чтобы не допустить перемешивания плодородного слоя и тем, что находится под ним, меняйте направление вспашки каждый сезон. В таком случае вы уменьшите вероятность неурожая.

Если на вашем плуге не предусмотрена регулировка по высоте, можно самостоятельно просверлить дополнительное отверстие в стойке. Но следите за тем, чтобы конструкция не утратила свою жесткость.

Содержание
  1. Плуг для мотоблока МТЗ: обзор, регулировка и изготовление своими руками
  2. Существует несколько различных видов плуга для обработки разных почв:
  3. Плуги и окучники для мотоблока МТЗ. Настройка плуга для мотоблока МТЗ перед пахотой. Самодельные устройства окучников
  4. Устройства, сделанные самостоятельно для мотоблока МТЗ
  5. Самодельные устройства окучников для мотоблока МТЗ
  6. Пошаговая инструкция. Регулировка плуга для мотоблока
  7. Пошаговая инструкция. Регулировка плуга для мотоблока
  8. Особенности выбора плуга для мотоблока МТЗ и его установки
  9. Как установить и настроить (отрегулировать) плуг для мотоблока: ликбез
  10. Нужна ли обкатка двигателю мотоблока или культиватора? Советы, отзывы специалистов
  11. Как правильно работать культиватором на примере Хускварны
  12. Советы, на что обращать внимание при выборе культиватора и мотоблока

Плуг для мотоблока МТЗ: обзор, регулировка и изготовление своими руками

Любой землевладелец, имеющий под руководством довольно большой участок, знает, насколько тяжело обрабатывать землю. Естественно, что каждый из них ищет любую возможность для упрощения этого процесса, и в этом им помогает быстрый прогресс в сфере сельскохозяйственной техники. Одним из лучших помощников при работе на поле будет плуг.

Плуг – это высокотехнологичный инструмент, который используется для вспашки земли. Это, по сути, сельскохозяйственное приспособление с широки острым наконечником (лемехом). Основной и главной сферой применения плуга является вспахивание и обработка земли, чтобы на ней можно было выращивать различные культуры. То, что раньше делалось своими руками и являлось долгим кропотливым трудом, теперь можно выполнять в несколько раз быстрее и эффективнее.

К тому же есть возможность установки плуга на мотоблок МТЗ, трактор или мини-трактор. И сделать это очень просто своими руками. Благодаря использованию плуга можно добиться идеальных борозд на поле, одинакового размера пластов, вспахать любую почву.

Существует несколько различных видов плуга для обработки разных почв:

  • для обработки болотистой почвы, на которой находиться большое количество кустарников и деревьев, не превышающих 4 метра в высоту;
  • для вспахивания солонцовых и подзолистых почв;
  • для вспашки садовых участков;
  • для вспашки каменистых земель;
  • для обработки черноземов путем вспахивания борозд глубиной до одного метра;
  • для почв, которые находятся под воздействием ветровой эрозии.

Мотоблок МТЗ – это универсальная колесная техника, которая превосходно справляется с любыми работами в поле или саду. Устанавливая плуг для мотоблока МТЗ, нужно помнить, что колесный мотоблок может кренить в сторону при неправильной сцепке, таким образом, мешая работе. Поэтому плуг на мотоблоке закрепляется специальным шкворнем, а сцепка используется или универсальная, или стандартная.

Если использовать такой способ сцепки, то можно уменьшить силу сопротивления земли и исключить кренение техники. Регулировка плуга на мотоблоке МТЗ нужна, чтобы настроить такие особенности работы с ним, как:

  • наклон угла полевой доски;
  • глубину вспашки земли;
  • отвальный угол наклона.

Только зная, как отрегулировать плуг на мотоблоке МТЗ, есть возможность получить качественную обработку определенного поля для посадки разных видов культур.

Оборотный плуг для мотоблока МТЗ проходит поле по принципу «борозда к борозде», позволяя избежать появления гребня или лишней борозды. Для того чтобы сделать оборотный плуг для мотоблока МТЗ своими руками необходимо, для начала, полностью продумать переворачивающий механизм, используя соединение шарнирное, которое поворачивает дышло в определенной траектории к креплениям. После нужно сделать лемех. Этот элемент съемный, что довольно удобно. Его отбивают на наковальне и заостряют.

См. также:  Мойки высокого давления champion особенности, виды и их характеристика

Используя в виде заготовки трубу диаметром приблизительно 0,5 метра и толщиной стенки не менее 5 мм, газовой сваркой по шаблону вырезается будущий плуг. Все детали шлифуются в обязательном порядке. Когда готов механизм, лемех и заготовка для плуга, создается сам корпус, для его изготовления лучше всего подходит сталь 2-3 мм толщиной. После всех подготовок необходимо собрать все детали вместе в полноценную конструкцию – плуг к мотоблоку МТЗ.

Кроме того, для надежности своего изделия лучше всего изучить внимательно все чертежи и правила работы с металлом.

Плуги и окучники для мотоблока МТЗ. Настройка плуга для мотоблока МТЗ перед пахотой. Самодельные устройства окучников

Плуг используется для вспашки земли практически в любом большом хозяйстве, так как без него практически невозможно качественно вспахать землю, особенно если это плотная почва или целина.

При первой обработке верхний пласт разрезается и разделяется на борозды. После второго прохода происходит поднятие нижнего слоя земли и перемешивание его с верхним слоем. Этот прием очень эффективен, когда на поле разбросаны удобрения, которые необходимо смешать с почвой. Также способ подходит для углубления в землю пожнивных остатков.

Различают следующие виды плугов:

Также существуют и несколько способов крепления плугов:

Завод-изготовитель представляет универсальную модель оборотного плуга ПУ-00.000-01, которая адаптирована под мотоблок Беларус МТЗ 09Н, но подходит к любому МТЗ. Он справляется со вспахиванием земли любой плотности, включая и целину. В качестве особенностей можно выделить небольшой вес плуга, который составляет всего 16 кг.

Во время вспашки рабочая область составляет 30 см, что позволяет существенно экономить время. Максимальная глубина может достигать до 25 см, но ее можно регулировать с помощью стойки и отверстий на ней. Конструкция плуга предполагает проведение не только вспашки, но и предоставляет возможность выкапывать корнеплоды. А благодаря простому креплению с помощью сцепки, подготовка мотоблока не займет много времени.

Внешний вид плуга выполнен таким образом, что нижняя часть выполняет разрез пласта земли и его захват, а верхняя отбрасывает пласт в сторону. Такая конструкция позволяет отбросит землю в сторону настолько, чтобы она не осыпалась обратно в проложенную траншею. Благодаря использованию прочной стали, устройство не деформируется со временем и не поддается коррозии, а может эксплуатироваться долгое время при любых нагрузках.

В качестве альтернативы, которая может использоваться вместе с мотоблоком Беларус МТЗ, можно рассматривать следующие модели плугов:

Плуг П1-20/3 – является производством российской компании «Мобил К», которая расположена в г. Гагарин. Форма сходна с фирменной моделью, но с некоторыми различиями. Уменьшен вес до 8 кг. и разовый захват лемеха составляет 21,5 см, что является почти в треть меньше, чем у ПУ-0000001. Из-за этого целесообразней использовать модель на небольших участках с почвой средней плотности.

 

Плуг двухкорпусный, благодаря своей конструкции, имеет особенности при работе. Заостренный конец плуга легко входит в почву и не отбрасывает сразу в сторону, как это делает при использовании универсальной модели, а переворачивается. За счет этого удается добиться улучшенного перемешивания почвы. Ширина лемеха у инструмента равна 15,5 см, а вспашка производится на глубину 20 см.

Не смотря на то, что показатель несколько меньше, чем у фирменной модели, за счет особенности конструкции вспашка происходит эффективней. Вес модели составляет 12 кг, а производство осуществляется на российской территории.

Устройства, сделанные самостоятельно для мотоблока МТЗ

Конструкция плуга настолько проста, что выполнить его своими руками не представляет сложности.

Ведущую роль играет лемех, который осуществляет погружение в землю и поднимает пласт. Его, как и остальные части, можно сделать в домашних условиях.

Для того, чтобы самостоятельно изготовить плуг необходимо:

  1. Взять металл от 3 мм. толщиной.
  2. Сделать отвал. Для этого на бумаге рисуется шаблон, а по нему уже делается разметка на трубе и вырезается. Рекомендуемая толщина лемеха составляет 3-5 мм.
  3. Из металлической трубы сделать сцепку в виде буквы Г.
  4. Приварить отвал и лемех. Сзади приварить крепление из трубы для последующего соединения деталей со сцепкой. Крепление осуществляется при помощи болтов, чтобы потом легче было регулировать глубину погружения плуга.

Для того, чтобы правильно подсоединить плуг к мотоблоку МТЗ следует выполнить следующие действия:

  1. Снять транспортировочные колеса и на их место поставить грунтозацепы. Делается это для того, чтобы сцепление с поверхностью земли стало лучше, а также, чтобы увеличить устойчивость Беларуса благодаря тому, что грунтозацепы крепятся на ступицы, увеличивающие ширину колеи. Если плуг и мотоблок, в общем, весят немного, что следует использовать утяжелители, так как в противном случае устройство не сможет эффективно справится с задачей.
  2. Для подсоединения навески к мотоблоку используется стандартная сцепка, которую закрепить с помощью одного шкворня. При этом должен оставаться 5% люфт, обеспечивающий амортизацию агрегата во время сопротивления почвы.
  3. Выставить глубину вспашки. Глубина регулируется за счет крепления к отверстиям на стойке.

Регулировка плуга происходит в следующей очередности:

  1. Установить глубину вспашки;
  2. Отрегулировать наклон отвала;
  3. Отрегулировать полевую доску.

Если все сделано правильно, то мотоблок с навеской будет идти ровно, без скачков и отклонений в сторону. А главное, борозда будет прямой. Подобный агрегат запросто заменит трактор при вспашке приусадебного участка или огорода.

Ниже приведено видео, где владелец рассказывает о проведенных доработках и результате вспашки земли на мотоблоке МТЗ с плугом

Видео обзор плуга МТЗ ПВ-1 для мотоблока МТЗ

Ниже приведены отзывы владельцев о работе с плугом для ознакомления.

Олег:

Плуг для мотоблока МТЗ решил не покупать, а изготовить самому. Вроде все по плану делал, но забыть отшлифовать. Поэтому плугом работать было тяжело, на него налипала грязь и почва не красиво в рядки ложилась, а громоздилась кучами. Пришлось доводить дело до ума – очищать и шлифовать. Дело наладилось.

Максим:

Важно не только правильно отрегулировать плуг, но и подготовить мотоблок к работе, а именно, накачать оба колеса одинаково. Если все сделано правильно, то Беларус прыгать во время работы не будет, а рядок будет получаться ровным и аккуратным.

Окучники являются важным оборудованием для облегчения сельскохозяйственных работ. С помощью этого инструмента можно быстро и легко сделать борозды для высадки различных культур. Но в основном их применяют для окучивания картофеля.

Различают несколько видов окучников:

  • Оборотного типа, состоящие из двух плугов и являющиеся самыми распространенными;
  • Дискового типа – считаются самыми эффективными и делающих борозду с помощью двух вращающихся дисков.
  • Активного типа – относят к особым окучникам, так как этот окучник вначале поднимает слой земли, измельчает его, а потом только отбрасывает.

Фирменной моделью окучника, адаптированной под мотоблок Беларус является ОУ-00000-01. Достоинством модели является возможность регулировки расстояния между двумя плугами из которых он состоит. Ширина может варьироваться от 45 до 70 см. что очень удобно, когда расстояние между грядками различное. Само устройство весит 20 кг, поэтому Беларус может развивать скорость до 4 км/ч.

Если рассматривать альтернативу фирменным моделям, то стоит остановить свой выбор на продукции лидского механического завода, который выпускает плуги и окучники адаптированные для Беларуса. Называется модель ОК-2 и обладает такими же параметрами, как и фирменный окучник. Кроме веса, который составляет 12 кг. и глубины погружения, которая несколько меньше, чем у оригинала и равна 12 см.

Широкий ассортимент оборудования представляет компания «Агромоторсервис», среди которого есть и дисковые, и универсальные окучники. Потребитель может выбрать для себя оптимальный размер дисков, которые представлены в различных размерах от 18 до 36 см. в диаметре, соответственно, погружаются они только на половину диаметра и производят обработку только одного ряда.

Самодельные устройства окучников для мотоблока МТЗ

Самым легким и не трудоемким вариантом является изготовление оборотного окучника, который состоит из двух плугов. Изготовление дискового и роторного окучника потребует немало сил и терпения.

Берутся два плуга и цепляются на раму, а потом к сцепке на Беларусе. Рама изготавливается Т-образной формы из квадратной трубы.

Видео обзор работы мотоблока МТЗ 09Н с дисковым окучником

Видео посадки картофеля

Видео обзор работы с универсальным окучником для мотоблока МТЗ

Видео обзор работы с роторным плугом

Ниже представлены отзывы владельцев, который имели опыт работы с окучниками

См. также:  Как мембранный расширительный бак используется в системе отопления

Ростислав:

Если планируете купить окучник для мотоблока МТЗ, то выбирайте дисковый, несмотря на то, что он дороже. Работать с ним намного эффективнее и дорабатывать не требуется, потому что он идет ровненько и не режет клубни. Чего нельзя сказать об окучнике с плугами. Это происходит потому что рядки картофеля не всегда удается посадить ровно.

Сергей:

Для меня использование оборотного окучника для мотоблока МТЗ стало решением проблем с пахотой и прокладкой борозды под картошку. Настроить получается быстро, а использовать просто, легко и главное, ровные колеи. Подключил к мотоблоку и поехал. Чтобы колеи были ровные я веревку натягиваю и по ней еду.

Пошаговая инструкция. Регулировка плуга для мотоблока

Пошаговая инструкция. Регулировка плуга для мотоблока

Вспашка земельного участка – один из самых важных видов работ в осенний и весенний сезоны. Эту работу необходимо выполнять для подготовки почвы под высаживание или посев разнообразных сельскохозяйственных культур. Выполняет вспашку плуг для мотоблока, который очень важно отрегулировать.

 

Как правильно отрегулировать плуг, чтобы вспашка земельного участка была правильной, ровной, аккуратной и быстрой. Ответ на этот вопрос Вы найдете в нашей статье.

Подготовка мотоблока для установки плуга

Вспашка почвы начинается с подготовки мотоблока. Давайте же подробно разберемся, как это сделать.

Перед вспашкой мотоблок необходимо разукомплектовать. К месту работы его нужно транспортировать без прицепов и прочего навесного оборудования. Чаще всего доставка техники к месту назначения осуществляется с помощью автомобиля. Если же территория, которую Вы собираетесь обработать, находится рядом с Вашим домом, сборку мотоблока нужно проводить на ровной поверхности в любом удобном для Вас месте.

Шаг первый. Снятие транспортировочных колес

Итак, Вы доставили Ваш мотоблок на территорию, которую собираетесь вспахивать. Первым делом необходимо снять транспортировочные колеса, чтобы заменить их специальными грунтозацепами. Для упрощения этой части работы под располагаемую сзади мотоблока сцепку Вы можете установить подставку. Грунтозацепы нужны для более тщательного сцепления с землей. Они – просто необходимый инвентарь для вспашки, посадки картофеля, моркови, свеклы.

Шаг второй. Замена ступиц.

На втором этапе подготовки мотоблока перед вспашкой нужно заменить ступицы, на которые были установлены транспортировочные колеса, на удлиненные. Это нужно для того, чтобы расстояние между грунтозацепами немного увеличилось. Такое решение значительно повысит устойчивость мотоблока во время работы.

Шаг третий. Установка грунтозацепов

Вы уже установили удлиненные ступицы? Самое время перейти к установке грунтозацепов. Очень важно, чтобы эти элементы были правильно установлены. Этот фактор проверяется направлением протекторного рисунка. Сужение протектора означает движение вперед.

Установка плуга на мотоблок

Теперь Вы можете убирать подставку и заняться регулировкой плуга. Сборка плуга заключается в установке на него сцепного устройства (так называемой сцепки). Эту сцепку и плуг нужно собрать для того, чтобы в дальнейшем установить на мотоблок.

Шаг первый. Подготовка

На этом этапе Вы должны приготовить весь необходимый для работы инвентарь, а именно: плуг, сцепку и гаечные ключи.

Шаг второй. Настройка глубины вспашки

Для регулировки необходимой глубины вспашки почвы нужно сопоставить отверстие ступицы сцепки со средним отверстием стойки плуга. После этого данные элементы соединяются с помощью крепежного болта.

Шаг третий. Установка сцепки на плуг

Болт крепления устанавливается в верхнее отверстие стойки плуга и надежно фиксируется гайкой. При этом чрезвычайно важно не затягивать все гайки в местах крепления плуга и сцепки слишком сильно, так как потом их все равно придется ослаблять на этапе регулировки плуга. Теперь, после установки сцепки на плуг, можно перейти на следующий этап.

Шаг четвертый. Установка плуга на мотоблок

После выполнения всех предыдущих этапов можно навешивать плуг на мотоблок. Делается это так: на один или два штыря (это зависит от модели мотоблока) агрегатируется плуг, после чего штыри надежно фиксируются шплинтами.

Для того, чтобы Вам было гораздо удобнее регулировать плуг, рекомендуется установить мотоблок на подставки. Это могут быть два бруска 150 на 150 миллиметров в сечении. Именно этот размер поможет настроить оптимальную глубину вспашки, которая должна быть в диапазоне от 15 до 18 сантиметров.

Для большего удобства регулировки плуг также следует поставить на небольшое возвышение, например, на фанеру или доску. Такое решение позволит гораздо точнее установить наклон от пятки плуга к его носу. Угол этого наклона регулируется с помощью специального болта на сцепке, что очень удобно. А происходит это таким образом:

1) Повернув регулировочный болт по часовой стрелке, нужно приподнять пятку плуга, тем самым увеличив глубину вспашки.

2) Повернуть болт регулировки против часовой стрелки, слегка приопустить пятку плуга и тем самым уменьшить глубину вспашки.

Расстояние между почвой и плугом обязательно должно составлять от трех до пяти сантиметров. В противном случае плуг будет попросту зарываться в почву. Если же неправильно выставлен угол наклона плуга, то качество вспашки отставит желать лучшего. При этом гораздо увеличится нагрузка на мотор и на руки оператора. После регулировки затягиваем крепление плуга и сцепки.

Чтобы измерить расстояние между редуктором и контрольной поверхностью (то есть фанерой или доской), нужно воспользоваться рулеткой (или другим измерительным прибором). В норме зазор составляет от 15 до 20 сантиметров. Важно соблюдать это условие.

Подготовка к вспашке мотоблоком

Перед вспашкой необходимо провести тестовую вспашку и проверить качество регулировки плуга. Для этого нужно:

1. Проверить глубину борозды и качество отвала.

2. Проследить за ходом плуга в борозде.

3. Проконтролировать плавность хода мотоблока и нагрузку на руки оператора.

4. Определить нагрузку на мотоблок.

Если все вышеперечисленные пункты Вас удовлетворяют – можно начинать вспашку участка. Если же что-то не так – нужно заново отрегулировать плуг.

Контрольная вспашка участка происходит следующим образом.

Устанавливаем мотоблок на краю обрабатываемого земельного участка.

Включаем первую передачу и аккуратно нажимаем на рычаг сцепления. Чрезвычайно важно, чтобы руль мотоблока был параллелен поверхности участка, чтобы мотоблок не зарывался в почву, но и не возвышался над обрабатываемым земельным участком. Оператору при вспашке не нужно давить на руль и слишком усердно толкать мотоблок, ведь эта сельскохозяйственная машина и сама прекрасно справится со своей работой без дополнительных усилий.

 

После первой борозды нужно обязательно проверить глубину вспашки. Для этой цели стоит воспользоваться рулеткой или же обычной линейкой. Если показатели совпадут с изначально заданными, то это означает, что можно начинать полноценную работу.

Правильная регулировка плуга – залог качественной вспашки. После работы обязательно нужно почистить плуг от пыли и грязи, снять его с мотоблока и отложить до следующего использования.

Важно! Если Вы работаете в жаркое время дня, обязательно делайте паузы в работе, чтобы мотор остыл.

Теперь Вы знаете, как устанавливать и регулировать плуг на мотоблоке.

Особенности выбора плуга для мотоблока МТЗ и его установки

Мотоблоки МТЗ хорошо знакомы нашим дачникам и огородником. Ценятся они за мощность, выносливость и простоту в обслуживании. Одна из наиболее популярных моделей этой марки – тяжелый мотоблок Беларус МТЗ 09Н спроектирован и выпускается как «одноосный трактор», поэтому нет ничего удивительного, что в его базовую комплектацию, помимо собственно мотоблока, изначально входит и навесной плуг. В принципе, помимо МТЗ 09, возможна установка однокорпусного плуга на мотоблок МТЗ любой модификации — даже на технически устаревшие и давно снятые с производства МТЗ 05.

Предназначения плуга – вспашка земли. Вспашка и сегодня остается основной почвообрабатывающей операцией, при исполнении которой взрезанный пласт измельчается и укладывается в борозду, а во время следующего захода частично присыпается сверху поднятой из следующей борозды землей. Применяется этот агротехнической прием не только для рыхления верхнего слоя почвы, но и для заделывания в почву пожнивных остатков или органических удобрений.

Существует несколько видов плугов, отличающихся способом обработки почвы:

По способу присоединения к мотоблоку различают:

Обычно двухколесные помощники агрегатируются с однокорпусными лемешными плужками весом до 60 кг и шириной захвата 20-25 см. Хотя и двухкорпусной плуг для мотоблока МТЗ 09, не говоря уже о самой мощной модели – МТЗ 12, вполне по силам. Обычно мотоблоки МТЗ изначально комплектуются универсальными плугами ПН1-20. Хотя, имея желание и хорошие чертежи, можно изготовить приличный лемешной плужок и своими руками из подручных материалов.

Прежде, чем присоединить плуг к мотоблоку МТЗ, нужно с агрегата снять транспортные колеса и заменить их специальными грунтозацепами. Грунтозацепы предназначены для лучшего сцепления агрегата с грунтом и устанавливаются на специальные ступицы, позволяющие увеличить рабочее расстояние между колесами, повышая тем самым устойчивость агрегата. При установке плуга на модели с небольшой массой желательно дополнительно устанавливать на них специальные балластные утяжелители, добавляющие им 20-30 кг веса.

См. также:  Тонкости процесса установки светодиодной ленты на кухне

Плужок крепится к мотоблоку с помощью стандартной или универсальной сцепки. Сцепка закрепляется на мотоблоке одним шкворнем, обеспечивающим ей 5% люфт, необходимый для амортизации действующей на агрегат при вспашке силы сопротивления почвы. Непосредственно со сцепкой плуг крепится через высверленные его стойке отверстия, причем в зависимости от места расположения на стойке выбранного отверстия выставляется глубина вспашки.

Регулировка плуга заключается в:

  • Установке глубины вспашки;
  • Регулировке наклона отвала;
  • Регулировке полевой доски.

О том, как отрегулировать установленный на мотоблок плужок, в двух словах не скажешь, это тема для отдельного разговора. Если все сделано правильно, агрегат будет двигаться по борозде равномерно, не «взбрыкивая», не виляя в сторону и не останавливаясь по собственному желанию, его мотор будет работать ровно, без перебоев. Борозда будет получаться ровной, носок лемеха не будет зарываться в землю, а взрезанный пласт почвы будет рассыпаться на мелкие фракции, накрывая собой крайнюю часть предыдущей борозды.

Оснащенный правильно настроенным плугом мотоблок МТЗ вполне способен справится со вспашкой дачных и приусадебных участков ничуть не хуже, а в ряде случаев даже лучше трактора.

Как установить и настроить (отрегулировать) плуг для мотоблока: ликбез

Редакция выражает признательность
компании «Мобил К» за помощь в подготовке статьи

Одна из наиболее распространённых задач, которые решают с помощью мотоблока и культиватора, — это вспашка почвы. Плуг можно приобрести практически к любой модели из тех, что представлены на российском рынке. В теории всё кажется элементарно — цепляй его, и вперёд. Но в действительности это не так просто — недостаточно только прицепить плуг, его нужно ещё и правильно отрегулировать . В этом помогут наши советы.

Соединение «сцепка-мотоблок»

Начнём с самого дальнего от самого плуга соединения — сцепки и мотоблока. Сцепка должна быть закреплена одним шкворнем, и у неё должен сохраняться люфт в горизонтальной плоскости в пределах 5–6 градусов. Если фиксировать сцепку двумя шкворнями или убрать полностью люфт, то получим жёсткое соединение — это одна из наиболее распространённых ошибок.

⇒ ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Нужна ли обкатка двигателю мотоблока или культиватора? Советы, отзывы специалистов

При движении заглублённого плуга вперёд на него воздействует сила сопротивления со стороны почвы. Под действием этой силы плуг стремится отклониться в сторону. Если у сцепки нет возможности люфта, то отклоняться будет не только плуг со сцепкой, но и весь мотоблок целиком. То есть рабочему придётся постоянно прикладывать к рукояткам усилие для компенсации этого давления. Если же люфт возможен, то отклоняется только сцепка с плугом, а давление на плуг скомпенсирует давление со стороны невспаханной почвы на боковую часть полевой доски. Проще говоря, когда сцепка «болтается», работать намного легче. И если вы полагаете, что жёсткое соединение сцепки и мотоблока обеспечит вам прямолинейность борозды, то сильно ошибаетесь.

Пример неправильной установки сцепки — на два шкворня

И правильный вариант — на один шкворень с сохранением возможности люфта на небольшой угол

Винт на переднем плане служит для регулировки максимального угла поворота сцепки. Аналогичный есть с другой стороны шкворня

Вариантов может быть много. На фото показан один из них. С этим плугом вам придётся тяжко — его в принципе невозможно настроить, потому что одна из основных деталей — полевая доска — изготовлена неправильно. В норме она выглядит как уголок: у неё есть не только нижняя опорная поверхность, которая скользит по земле, но и боковая. Именно наличие боковой поверхности и помогает компенсировать давление со стороны вспахиваемой почвы — при отклонении сцепки в сторону плуг упирается в край борозды. А здесь упираться практически нечему — производитель этого плуга явно был не в курсе всех нюансов.

 

Как выглядит «неправильный» плуг?

Неправильный плуг — полевая доска есть, но её вертикальная часть всё равно что отсутствует. С этим плугом придётся постоянно удерживать мотоблок от поворота, как если бы сцепка была установлена на два шкворня

Правильно изготовленный плуг в работе. Давление почвы на лемех (1), уводящее плуг в сторону, компенсируется вертикальной полкой полевой доски (2)

Установка глубины вспашки

Следующий этап — установить нужную глубину вспашки. Это делается с помощью перестановки стойки плуга относительно замка. Для этого в стойке должно быть несколько отверстий, фиксация осуществляется с помощью болтового соединения. Если отверстие всего одно, то можно сделать очевидный вывод — как минимум регулировка глубины вспашки здесь не предусмотрена.

Сама глубина должна быть не очень большой — 5–7 см. В этом случае при перевороте пласта получается эффект, как от вспашки на штык лопаты. Глубже не надо — во‑первых, можно перемешать глину или песок с плодородным слоем, а во‑вторых, при большой глубине вспашки корни окажутся хоть и перевёрнутыми, но надёжно укрытыми толстым слоем почвы сверху и благополучно перезимуют. А нам ведь нужно, чтобы они вымерзли, иначе по весне сорнякам гарантирован бурный рост.

Ряд отверстий в стойке плуга нужен для регулировки глубины вспашки

Регулировка уровня плоскости вспашки

Угол между «остриём» плуга и поверхностью почвы, то есть угол атаки, можно менять либо с помощью регулировочного винта, либо перестановкой болтовых соединений. Винт, естественно, удобнее, потому что это и намного быстрее, и регулировка осуществляется плавно, а не ступенями. Схема действий при установке правильного угла выглядит так:

Винтовая регулировка угла атаки

  • поставить мотоблок с прикреплённым плугом на ровную поверхность;
  • выкрутить винт регулировки так, чтобы плуг касался почвы всей нижней поверхностью;
  • выкрутить винт в обратную сторону так, чтобы задняя часть плуга оказалась приподнята над почвой примерно на 2,5 см.

Если угол атаки слишком большой, то мотоблок будет буксовать — плуг в этом случае не пашет, а служит якорем. Слишком маленький угол атаки — это маленькая глубина вспашки — будто мотоблок бежит вперёд без усилий, пашет слишком легко.

Тем, у кого есть хотя бы небольшой опыт пахотных работ, объяснять такие тонкости не приходится, они понятны на интуитивном уровне. Но поначалу ошибки допускают очень многие.

Вторая и последующие борозды

Первую борозду необходимо постараться сделать максимально прямой. Для этого может быть полезен какой­либо ориентир в конце прогона (на краю поля). Далее мотоблок ставят одним колесом в борозду, и он оказывается в наклонённом положении. Соответственно наклоняется и плуг, а это не нужно. Для компенсации этого наклона предусмотрена возможность поворота сцепки на небольшой угол. Фактически это наклон плуга с таким расчётом, чтобы на наклонённом мотоблоке он оказался в вертикальном положении.

Плуг уже отклонён на небольшой угол — можно вести вторую и последующие борозды

⇒ ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Как правильно работать культиватором на примере Хускварны

Полезные советы

Важно также правильно подобрать размер колёс с грунтозацепами. Гнаться за диаметром не стоит, иначе линейная скорость будет слишком большой. Оптимальный диаметр — 460–500 мм.

Размер плуга зависит от веса мотоблока, этот параметр тоже нужно учитывать. На мотоблоки весом около 100 кг ставят самые большие плуги, с захватом 23 см. Для мотоблоков весом до 75 кг рекомендуются плуги с захватом 18 см. К более лёгким культиваторам подходит плуг с захватом 13 см. Здесь тоже иногда делают ошибку — покупают относительно лёгкий мотоблок и ставят на него большой плуг. Если этот «тандем» ещё и пытаться задействовать на «дубовой» почве, результат будет абсолютно предсказуемым — «не пашет». А дело-то не в качестве плуга, а в его неправильном выборе и/или настройках.

⇒ ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Советы, на что обращать внимание при выборе культиватора и мотоблока

Окучник

Аналогичные принципы верны и для окучника. И для угла атаки — здесь тоже часто бывают две регулировки, грубая и тонкая, винтами. В процессе работы понятно, достаточная ли глубина установлена. Если слишком глубоко, лучше уменьшить.

Ставить окучник тоже надо на один шкворень. Земля всегда неоднородна, где-то она более плотная, где-то — менее. Когда с одной стороны окучника попадается более плотный участок, мотоблок чуть-чуть разворачивается, компенсируя неравномерное давление на окучник. Если фиксация осуществляется одним шкворнем, то это усилие не передается на ручки, потому что сцепка позволяет отыграть его. В этом случае сам окучник немного виляет вправо-влево, но мотоблок идёт прямо.

Правильно подобранный и настроенный плуг — ключ к успеху пахотных работ

⇒ ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Оцените статью
Pallazzo
Добавить комментарий