Стеклянные игрушки на елку особенности, история и производство

Самая полная информация по теме: «стеклянные игрушки на елку особенности, история и производство» с полным описанием и комментариями от профессионального мастера.

В XXI веке елку стало модно украшать игрушками ручной работы. Сегодня шары шьют из фетра и лоскутов, вяжут из ниток, складывают из бумаги или даже из лего. Но все равно мы с особенным трепетом и любовью достаем старинные шары, сохранившиеся от бабушек и прабабушек.

Первый елочный декор на Руси был призван продемонстрировать изобилие, поэтому новогодние деревья украшали горящими свечами, яблоками и изделиями из теста. А для того, чтобы елка стала яркой и сверкающей, добавляли переливающиеся на свету украшения: мишуру, канитель (тонкие металлические нити), блестки. В сочетании с горящими свечами эффект игры света делал зеленую красавицу еще более сияющей и торжественной.

С середины XIX века заработали специальные артели, которые занимались производством гирлянд, елочных игрушек, а также сделанных из тонкой фольги цепей, мишуры и дождика.

Первые стеклянные игрушки: шары, бусы, сферические зеркальные предметы в виде прожекторов и сосулек — появились на российских елках в середине XIX века. Они были тяжелее современных, потому что делались из толстого зеркального стекла. Первоначально большая часть стеклянных украшений была иностранного производства, однако совсем скоро их стали изготавливать и в России.

Именно на Руси придумали наряжать ель женскими украшениями — стеклянными бусами. Их изготовлением занималась вся семья: маленькие шарики выдували мастера-стеклодувы, женщины красили бусины, а дети нанизывали их на нитку. Наибольшее распространение это ремесло получило в Клинском уезде, где позднее основали фабрику «Елочка», и сейчас выпускающую новогодние гирлянды.

В конце 1930-х на елках появились герои детской литературы — Иван Царевич, Руслан и Людмила, братец Кролик и братец Лис, Красная Шапочка, Кот в сапогах, Крокодил с Тотошей и Кокошей, доктор Айболит. После премьеры фильма «Цирк» стали популярны фигурки на цирковую тематику. В честь освоения Севера елочные лапы украшали фигурками полярников. В это же время появились филигранные и расписанные вручную украшения на восточную тему: Аладдин, старик Хоттабыч, колдун Черномор.

В военные годы на елки вешали фигурки самолетов танков, сталинских броневиков. Также мастерили фигурки из военных погон и подручных материалов, например медицинских бинтов.

Лишь после 1947 года началось производство игрушек на «мирную» тематику: новогодние деревья украсили сказочные герои, лесные звери, фрукты и овощи.

После выхода на экраны фильма «Карнавальная ночь» в 1956 году появились знаменитые игрушки «Часы» — со стрелками, установленными за пять минут до полуночи. В 70–80-е годы самыми популярными были шишки, колокольчики и домики.

Кроме того, в СССР елку украшали игрушками, отражающими идеалы и стремления коммунистического государства. Так, на одной елке вместе сосуществовали овощи и фрукты, космические корабли и подводные лодки, фигурки человечков в национальных костюмах разных народов, фабрики и заводы, домашние и дикие животные, спортсмены.

Большое распространение в Советском Союзе получили украшения из папье-маше (плотного вещества, состоящего из бумажной массы, смешанной с клеем, гипсом или мелом). В СССР производство игрушек из папье-маше было ручным и состояло из ряда длительных операций: лепки, шпатлевки, грунтовки, шлифовки, окраски, росписи с промежуточной сушкой при температуре от 20 до 60°. Ассортимент в основном составляли реалистичные фигурки людей и животных. Покрытие из бертолетовой соли делало поверхность игрушек более плотной и придавало им неяркий блеск. С помощью вакуумного литья создавались новогодние маски и фигуры больших размеров для елки (деды-морозы и снегурочки). Такие игрушки были легки по весу, но не уступали в прочности прессованным.

В наши дни, в кругах многочисленных коллекционеров новогодних украшений, сохранившиеся игрушки из папье-маше наиболее ценны.

В качестве украшений по доступной цене стали делать игрушки-картонажи. Эти тисненые фигурки вырезались и склеивались из двух половинок выпуклого картона, тонированного золотой или серебряной краской. Делать их было несложно, а ходовые модели даже печатались в советских газетах. При желании картонажи можно было заказать по почте из частных мастерских. Среди картонажных игрушек были популярны изображения зверей, рыб, птиц, сказочных персонажей и звезд.

История новогодней игрушки в России. История возникновения новогодней игрушки для детей

Новый год – долгожданный праздник для многих, неизменно, год за годом радующий нас подарками, хорошим настроением и свежими перспективами. И взрослые, и дети любят это торжественное, наполненное легкими нотками волшебства и сказки событие и начинают подготовку к нему задолго до его наступления.

На прилавках магазинов появляются яркие новогодние игрушки, серебристая мишура и гирлянды. А в каждом доме и во многих учреждениях спешат установить нарядную елку.

Все эти праздничные атрибуты давно стали для нас привычными. И мало кто задумывается о том, какова история новогодней игрушки и почему появилась традиция устанавливать и украшать праздничное дерево.

Существует много легенд, повествующих о том, почему вечнозеленое дерево стало обязательным атрибутом любимого всеми зимнего праздника.

Современную тенденцию украшать новогоднюю елку различными предметами напрямую связывают с религиозными традициями.

 

Однако история новогодней игрушки и украшения вечнозеленого дерева имеет давние истоки, берущие начало еще задолго до возникновения христианства. Зародилась эта традиция на территории современной Европы.

Германские языческие племена свято верили в существование злых духов. Особенную силу эти сущности обретали холодными зимними вечерами. И для того, чтобы задобрить духов, германцы ходили в лес наряжать ели, на которых якобы жили злые силы. Плоды и различные сладости, которыми обвешивалось дерево, и стали прототипом современных елочных украшений. Такова история возникновения новогодней игрушки.

Впоследствии традиция была перенесена в христианскую религию, но носила уже совершенно иной контекст.

История новогодней игрушки в России началась с 1700 года, когда Великий реформатор и первопроходец Петр Первый привез в страну из Европы обычай украшать елку. В каждом доме или во дворе в зимний период теперь должно было стоять хвойное дерево.

«По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых», – гласил указ, подписанный рукой первого всероссийского императора.

Постепенно традиция прижилась, и история новогодней игрушки в России получила уже свое собственное развитие.

Если говорить про современные новогодние игрушки, история появления их начинается в Германии.

Еще до начала 1800-х годов в качестве украшений использовались орехи, фрукты, конфеты, печенье. История новогодних елочных игрушек находилась в зачаточном состоянии.

Изготавливать стеклянные елочные игрушки начали в небольшом немецком городе Лауша. Здесь располагался старинный стеклодувный завод, где производились стаканы, бокалы, вазы, бусы и прочая хозяйственная утварь.

В 1848 году был изготовлен первый стеклянный шар – прототип современной елочной игрушки. А впоследствии, в 1867 году, в Лауше открылся современный для того времени газовый завод. При помощи газа стеклодувы могли выдувать шары с хрупкими, тончайшими стенками.

Таким образом началась история создания новогодней игрушки из стекла – самого популярного сегодня елочного украшения.

На территории нашей страны праздничные украшения начали изготавливать в промышленном масштабе только во время Первой мировой войны. Клинская фабрика «Елочка» выпустила первые шары, которые впоследствии можно было встретить практически в каждом доме.

Мода на новогодние украшения в России появилась в 19 веке при императрице Александре Федоровне. Именно с ее именем связана история возникновения новогодней игрушки в нашей стране. Она впервые нарядила рождественскую елку яркими украшениями, изготовленными специально для этой цели, как это делалось в Европе.

Стеклянные игрушки были доступны в то время только состоятельным гражданам. Простые люди украшали елку подручными средствами – орехами, поделками из дерева.

См. также:  Печи для бани «варвара» обзор моделей

В дореволюционной России популярны были и новогодние игрушки из плотной бумаги – так называемый дрезденский картонаж. Они представляли собой объемные изделия, склеенные из двух половинок окрашенного картона.

Для украшения использовались также игрушки из ваты: фигурки ангелов, детей, моряков – с металлическим каркасом внутри.

Стеклянные и фарфоровые шары завозились в то время в Россию в основном из Германии. Они были непохожи на современные – изготавливались из толстого стекла и весили гораздо больше привычных для нас украшений.

Во многих домах в коробках с новогодними украшениями можно найти изделия советского производства. Самыми популярными вариантами этого периода были разноцветные сосульки, пластиковые и стеклянные овощи и фрукты, початки кукурузы как пережиток хрущевской эпохи.

История новогодней игрушки в советский период тесно связана с идеологией того времени. Украшения этого периода с портретами вождей тематической направленности ценятся у антикваров не меньше, чем шары, возраст которых составляет более ста лет.

После революции и на протяжении длительного периода наряжать елку было запрещено. Это считалось данью западным традициям, религиозности и строго возбранялось.

Производство елочных игрушек в промышленном масштабе началось после 1935 года, когда указом Президиума новогоднее дерево было официально возвращено в дома граждан Советского Союза в качестве праздничного аксессуара.

Ничто не могло создать такой праздничной, волшебной атмосферы, как пушистая елка, украшенная разноцветными переливающимися игрушками. Первое советское новогоднее торжество состоялось в 1937 году в Доме союзов.

Нередко в это время в качестве украшений использовали самодельные игрушки из бумаги, картона, папье-маше.

Однако уже в конце 1930 – начале 1940-х годов их промышленное производство начало развиваться и даже в сложные годы Второй мировой войны не остановилось. Изготавливали новогодние игрушки из различных отходов: проволоки, медицинских бинтов, ваты.

С приходом к власти Хрущева в период оттепели в елочных украшениях стало гораздо меньше пропаганды. Зато теперь начинают выпускаться игрушки сельскохозяйственной и бытовой тематики. На новогодних елках можно увидеть морковки, огурцы, початки кукурузы, самовары и валенки. В этот период начали изготавливаться, ставшие популярными елочные игрушки – сосульки.

История новогодней игрушки для детей в советский период развивалась очень активно. В это время выпускалось множество украшений в виде героев сказок: Коньки-Горбунки, Красные шапочки, невиданные зверушки и теремки украшали новогоднюю елку практически в каждом советском доме.

После распада СССР история новогодней игрушки получила новый виток своего развития. Импортные товары стали вытеснять с рынка отечественные изделия. Теперь все чаще на новогодних елках можно было увидеть цветные шары и шишки зарубежного производства.

 

Стеклянные игрушки стали терять свою актуальность в связи с высокой ценой. Им на смену пришли более практичные и дешевые изделия из пластика и акрила.

В 1990-е годы тематических игрушек отечественного производства стало ощутимо меньше. Появилась мода на гороскопы, и нередко в магазинах можно было встретить украшения с наклейками-изображениями животных, символами наступающего года.

В начале 2000-х годов приходит мода на минимализм, и все чаще в елочных игрушках просматриваются европейские аскетичные тенденции.

Сегодня как таковой моды на новогодние аксессуары не существует. При украшении елки в большинстве случаев руководствуются в первую очередь общей стилистикой в интерьере, а также собственными вкусовыми предпочтениями.

  • Во время Первой мировой войны устанавливать новогоднюю елку было запрещено: традиция связывалась с немецкой культурой; поэтому, учитывая политическую ситуацию в стране и в мире в целом, обычай устанавливать елку на время утратил свою актуальность.
  • Любопытно, что с приходом советской власти, в период всеобщей реформации в России устанавливать дома новогоднюю елку и наряжать ее игрушками было нежелательно; этот атрибут считался «религиозным пережитком», который никак не вписывался во всеобщую концепцию построения в стране коммунистического строя, свободного от христианских догматов.
  • История возникновения новогодней игрушки для детей неизменно связана со сказочными персонажами: герои пушкинских детских произведений воплотились в образы новогодних игрушек уже в начале 19 века.

Одним из наиболее популярных вариантов оформления новогодних елок является украшение игрушками в сочетании двух цветов: синий и серебристый, красный и золотой, белый и синий. Для таких вариантов используются однотонные шары. Допускается использование игрушек в виде бантов или свечей.

Однако однотонные варианты оформления постепенно уходят на задний план, вытесняясь яркими разноцветными украшениями. В моду входит эклектика, комбинирование различных стилей и фактур.

Дождик и мишура, популярные в советское и постсоветское время, сегодня утратили свою актуальность. Распространенный вариант – украшение елки бусами и шарами в одном стиле.

Одним из самых актуальных современных трендов являются новогодние игрушки, изготовленные своими руками. В современных тенденциях – украшение новогодней елки различными сладостями: печеньем в яркой глазури, пряниками.

Любители теплых и уютных ноток в дизайнерских интерьерных решениях оценят игрушки, изготовленные из фетра.

Современные игрушки отличаются большим разнообразием и зачастую не несут никакой смысловой нагрузки. Огромный выбор форм и расцветок радует глаз и дает возможность составить яркую композицию.

Однако изначально каждая игрушка несла в себе образ, так или иначе связанный с христианством.

Новогодние игрушки символизируют:

  • свечи – духовный свет, Христову жертвенность;
  • шары – адамово яблоко;
  • овощи и фрукты – плодородие в грядущем году;
  • колокольчик – оберег, защищающий от темных сил и несчастий;
  • фигурные пряники и печенье – пресные хлебцы, употребляемые при причастии;
  • звезда на макушке елки – Вифлеемскую звезду, указавшую волхвам путь к новорожденному Иисусу.

Сегодня елочные украшения – это не только аксессуары, которые служат для оформления новогоднего дерева. Некоторые игрушки являются эксклюзивными и изготавливаются в единичном экземпляре.

Эти украшения стоят немалых денег и служат предметом зависти и вожделения многих коллекционеров.

Ценными считаются игрушки из тонкого прозрачного стекла, расписанные вручную. Они выглядят очень утонченно и изящно и подойдут не только для украшения новогодней елки, но и в качестве праздничного интерьерного декора.

Все большую популярность приобретает традиция преподносить дорогие елочные украшения в качестве подарка на Новый год. Такие игрушки украсят любую елку и станут бесспорной гордостью их владельца.

О традиции наряжать ёлку, о трансформации ёлочной игрушки и о нижегородской фабрике стеклянных украшений

Символ Нового года в Российской империи

Первые ёлки в России появились в XIX веке. Их ставили на крыши и заборы питейных заведений в качестве украшения. Наряжать же деревья начали в 1860-1870 годы, повторяя европейскую моду. Елочных игрушек русского производства на тот момент еще не было, их заказывали в Европе.

Царь Петр I был тем, кто ввел в России обычай ставить и украшать ёлку. Будучи еще совсем юным, он гостил у своих немецких друзей, где увидел необычную ель с яблоками и конфетами. Став царем, Петр I издал указ отмечать Новый год как в Европе: «По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых».

После смерти Петра указ начали игнорировать, а самым узнаваемым символом Нового года ёлка стала лишь веком позже, при Николае I. Его супруга, императрица Александра Федоровна, урожденная принцесса Шарлотта из Пруссии, привнесла в Россию обычай украшать жилище елочкой с горящими свечами. Эта традиция, а еще обычай дарить на Рождество подарки, раскладывая их под елкой или вешая прямо на ветки, быстро завоевали популярность сначала среди придворных, потому по Петербургу, а затем и по всей России.

Начало этой традиции в 1513 году положил немецкий богослов Мартин Лютер. В канун Рождества он возвращался домой по лесной тропинке и остановил свой взгляд на ночном небе. Лютера настолько восхитила красота звезд, густо усыпавших небесный свод, что ему показалось, будто и кроны высоких сосен и елей искрятся звездочками. Придя домой, реформатор поставил на стол небольшую ёлочку в кадке, украсил ее свечами, а верхушку увенчал звездой в память о Вифлеемской звезде, указавшей путь к месту, где родился Иисус.

См. также:  Имитация бруса особенности материалов для наружной отделки дома

 

В XIX-XX веках ёлки украшали уже не только во всей Германии, но и в Англии, Австрии, Чехии, Голландии, Дании и Америке. Сначала это были свечи, фрукты и сладости, а позднее в моду вошли игрушки из воска, ваты, картона и стекла. Самыми любимыми игрушками на протяжении долгих лет были съедобные изделия – фигурки из песочного теста, которые оборачивались в цветную, золотую или серебряную фольгу, а еще золоченые орехи, яблочки. Около 1880 года в России появляются елочные игрушки, изготовленные фабричным способом в Германии.

В нашей стране первые игрушки из стекла начали делать в период Первой мировой войны на заводе в Клину. Ранее мастера выдували там стеклянные изделия для аптек и лабораторий, но в военные годы пленные немцы научили работников делать шары и бусы.

Нижний Новгород – историческое место промысла стеклянной елочной игрушки

В 2016 году Нижегородской елочной игрушке исполнилось 80 лет. В Горьком, начиная с 1936 года, была организована Горьковская промыслово-кооперативная артель «Детская игрушка». В ее состав входил стеклодувно-художественный цех по изготовлению елочных игрушек. В 1946 году предприятие вошло в Союз промысловых артелей, производящих изделия художественной направленности, и получило статус предприятия художественных промыслов Горьковской области.

Помимо стекла игрушки делали из картона. В дореволюционной России был популярен «дрезденский картонаж» — игрушки, склеенные из двух половинок выпуклого тонированного картона. На елки вешали и красивых куколок с бумажными лицами, приклеенными к «телу» из ткани, кружев, бисера, бумаги. К XX веку лица стали делать выпуклыми, из картона, позже — фарфоровыми. На елках развешивали бутафорские фрукты из папье-маше, бархата.

Производство елочных украшений прервалось на период с 1927 по 1935 гг. – в связи с отменой празднования Рождества и Нового года – в этих праздниках руководство страны увидело идеологическую угрозу советской власти. И только после статьи в газете «Правда» (от 28 декабря 1935 года) – «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!» – началась реабилитация любимого народного праздника. Через два года в Колонном зале Дома Союзов была установлена 15-метровая ель, и был организован удивительный по масштабам новогодний вечер. Кстати, в том же году вышла серия стеклянных елочных шаров с изображением членов Политбюро. Популярные для игрушек темы тех лет: парашютисты, дирижабли, ордена, звезды, огромные красные шары с изображениями портретов Сталина, Ленина, Маркса и Энгельса. Эти игрушки — особенная редкость, поскольку производились только в течение одного года, 1937-го, и только в Москве. В след за ними на елку приходят игрушки идеологического, социального характера – кремлевские башни, звезды, спортсмены, пионеры и так далее.

В годы войны производство елочных игрушек не прекращалось. Правда, осуществлялось уже не в таких количествах. Главный материал — фольга и погоны, которые ввели с 43-го на 44-й год. Из них мастерили корзинки и парусники. Украшение елки к Новому году было обязательным – этот обряд напоминал о мирной жизни и придавал сил надеяться на скорую победу. «Военные» елки украшались «солдатами», «танками», «пистолетами», «собаками-санитарами». Даже Дед Мороз на новогодних открытках бил фашистов.

Путь к сегодняшнему дню нижегородской елочной игрушки был непростой. Она пережила военные годы, включившись в решение общих задач помощи фронту, когда наряду с игрушками из стекла выдувались медицинские приборы и лабораторная посуда. Напряженный труд игрушечников военного времени заложил серьезный фундамент дальнейшего развития художественной промысловой, а затем и фабричной игрушки.

Производство новогодних украшений по всей России полностью восстанавливают к 1946 году. Появляются «мирные» серии: животные, человечки, фигурные подвески. В 1949 году, к юбилею А.С.Пушкина, были выпущены игрушки с изображением персонажей сказок поэта. Стоит отметить, что в советскую эпоху выпуск игрушек напрямую зависел от мнения и интересов генерального секретаря Компартии. Например, пока у власти в стране находился Сталин, который очень уважал хоккей и любил цирк, на елках появились «елочные хоккеисты» и цирковые персонажи. Одна из самых модных тем в эпоху правления Хрущева — сельскохозяйственная. Выпускался весь ассортимент фруктов и овощей.

С 50-го запускается новая технология — игрушки на прищепках. Появились и сказочные персонажи: Айболит, Дед Мороз, Снегурочка, Чиполлино, различные звери: белочки, медведи, зайцы. А после выхода знаменитого фильма Э.Рязанова «Карнавальная ночь» появились елочные игрушки в виде часов, на которых стрелки замерли в положении «без пяти двенадцать». Как в песне: «Пять минут, пять минут…»

Активное развитие в 60-е годы в елочных игрушках получила тема космоса – создавались спутники, ракеты, космонавты. Параллельно стартует и серия девочек в национальных костюмах, которая должна укрепить веру советских граждан в незыблемость постулата «15 республик — 15 сестер». Тогда же появились первые елочные гирлянды. Изначально выглядели они очень просто: лампочки-шарики, выкрашенные в разные цвета: синий, желтый, красный, иногда расписанные снежинками и «морозными узорами», присоединенные к проводу, который включался в розетку. Никаких реле еще не делали, поэтому лампочки просто горели, без «перемигивания».

 

После 70-х елочные игрушки становятся менее разнообразными по форме, акцент делается на их дизайне и оформлении. Действительно, разница между игрушкой начала и конца XX века видна невооруженным глазом. Приторно-гламурные росписи, яркие эмали и цветные камешки вытеснили точные пропорции и выразительные глазки.

В 1970-80-е годы стал популярен «дождик» из фольги, а также пушистая, колкая мишура – серебристая, оранжевая, желтая. Когда все это в преддверии Нового года украшало небогатые советские витрины, ходить в магазины становилось как-то особенно приятно. В 1970-е вернулась мода украшать елочку богато и разнообразно, правда, многие так завешивали все сверху «дождем», что убранства становилось практически не видно.

В 1990-е годы в продаже появилось множество елочных шаров с изображением животных – символов наступающего года. С конца 1980-х страну завоевала мода на всевозможные гороскопы, и это не могло не отразиться на новогодней индустрии. Эта тенденция жива и по сей день: шарики с животными, фигурки животных выпускаются в огромных количествах и пользуются неизменной популярностью.

В 1996 году началась новая история производства елочных украшений в Нижнем Новгороде. На «Фабрике стеклянных елочных украшений «Ариель» закладываются основы будущей уникальной школы художественной росписи украшений из стекла, которая спустя несколько лет принесет мировую славу нижегородским мастерам. Коллектив фабрики сделал решительный шаг в обновлении художественного репертуара (ассортимента изделий). Наряду с традиционным декоративным раскрашиванием игрушек, возникло новое направление – тематическая роспись по стеклу. С годами накапливались новые выразительные средства, появились серии шаров, ставшие коллекционными. Например, серия «Московский Метрополитен», выполненная к 75-летию Московского метрополитена, шары и подсвечники «Маленький принц» с использованием авторских рисунков, серия «Зимние акварели» и многие другие коллекции.

Несколько лет назад была модной западная традиция украшать елки шарами двух цветов, сочетающихся между собой, скажем, красными и золотыми, синими и серебряными, а также завязывать на ветвях парчовые банты. И никакой мишуры или «дождя»!

С начала 2000-х годов стали популярными оригинальные, «самодельные» (а иногда так и есть!) игрушки – тоже своего рода возврат в прошлое. Фигурки из соломы, бумаги, моточков шерсти и кусочков ткани; плюшевые зверьки, войлочные лебеди и ангелочки.

Основная масса продукции «Ариель» предназначена для убранства новогодней елки. Это стеклянные фигурки, формы для которых разрабатываются мастерами фабрики. У каждого игрушечного персонажа свой характер – горделивая купчиха с самоваром, добродушный царь, задорная плясунья, серьезный охотник и довольный уловом рыбак. В 2013 году на фабрике был открыт «Дом елочной игрушки», в котором расположены музей и магазин игрушки.

См. также:  Как сделать фрезер из дрели своими руками

Всем известная фраза: «Новое – это хорошо забытое старое» говорит нам о том, что всё возвращается. И сейчас мы видим в моде тенденцию на украшение елок в советском стиле. Так что не стоит торопиться распрощаться со старыми, а местами уже потертыми от времени игрушками. Возможно, именно они придадут незаурядность вашей праздничной ёлке, наполнят дом теплыми воспоминаниями, вернут вас в атмосферу детства.

Стеклодувный промысел. Как и кто делает новогодние игрушки

Технология производства стеклянной новогодней игрушки в Клину не меняется на протяжении ста лет. Стеклодувы всё так же в полумраке сидят над горелками и лишь по собственному наитию определяют готовность изделия.

Фабрика «Ёлочка» первой в России стала изготавливать украшения для новогодней ёлки. Её игрушки красовались как на главной кремлёвской красавице, так и в домах советских граждан. Сейчас у компании миллионный оборот продукции в год и поставки товара в Эстонию, Киргизию, Узбекистан, Белоруссию, Казахстан. Которые, в свою очередь, экспортируют игрушки в Германию, Америку, Израиль и Австралию.

Клинский стеклодувный промысел зародился ещё в 1848 году. Тогда Александр Меншиков построил первый стекольный завод по изготовлению колб для керосиновых ламп, аптечных пузырьков, посуды и игрушек. На нём трудилось всего 80 крестьян из соседних деревень. После смерти князя работники растащили всё стекло по избам и занялись уже своим кустарным производством. В домах целыми семьями трудились над созданием украшений из стекла. Бусы, которые они делали, носили название «камушные», потому что имели очень толстые стенки и неровные края и больше напоминали камни, нежели украшения.

В XIX веке стеклодувами работали одни лишь мужчины. Сейчас же ситуация в корне изменилась. Самую вредную и важную работу на предприятии народных и художественных промыслов «Ёлочка» выполняют женщины. Именно они являются мастерами-стеклодувами. Весёлые, спокойные, с обычными лёгкими и большим профессионализмом. Брака по их вине практически не бывает, хотя всё они делают на глаз. Трудятся в тёмном помещении, где в несколько рядов стоят столы, на которых лежат стеклодроты (стеклянные трубки, из которых потом делают новогодние игрушки — прим. ред.). Главное рабочее место отведено горелкам на газу. Над ними нависают массивные вытяжки. А рядышком на стульях сидят сотрудницы. От гула, который заполоняет цех, их спасают наушники. Под любимую музыку управляются со стеклом. Заносят его над пламенем горелки, хорошо разогревают и вытягивают. Потом либо помещают в определённую форму, чтобы получить, например, Алладина, либо просто выдувают шар через «усик» — отверстие. Затем кладут на стол остужаться. Всё это делается во мраке, чтобы видеть стекло и следить за качеством продукции. За день каждая мастерица может произвести около 300 шариков или 100 «верхушек», 100-150 изделий по форме (шишки, герои мультфильмов, колокольчики).

 

«В цехе нас 25 мастеров. Работают женщины от 20 до 70 лет. Вообще, конечно, профессия очень тяжёлая, потому что имеем дело со стеклом и огнём. Вначале это пугает, здесь же идёт работа с газом, и горелки находятся под высоким давлением, не сравнить с домашней плитой. Поэтому новичкам часто страшно. Многие не выдерживают и уходят. У нас на производстве остаются лишь профессионалы со спокойным, свободным дыханием и уверенными руками», — рассказала стеклодув Екатерина Коркина.

После выдувания готовые прозрачные игрушки, которые ещё называют «гольё», попадают в цех металлизации. Там их делают блестящими за счёт алюминия. Для этого изделия надевают на специальные кассеты: металлический каркас, напоминающий навесную сушилку для кружек. Потом работник протирает все игрушки и отвозит их в вакуумную машину. Она похожа на бочку с насосами по бокам, в которой находятся испаритель и вольфрамовая проволока, на ней развешаны кусочки обычной кулинарной фольги. Когда изделия оказываются в машине, работник её запускает. После старта откачивается весь воздух, а по проволоке бежит электрический ток, превращая кусочки фольги в блестящее облако. Оно оседает на игрушках и придаёт им новый облик.

В этом цехе тоже стоит гул, а рабочий день делится на 6 циклов, за время которых работницы успевают развесить по кассетам и протереть от 180 до 600 игрушек.

«В нашем цехе работают 5 машин, их обслуживают 5 операторов. И тоже все женщины. Эта работа не для мужчин, потому что им нужна конкретика. А здесь необходимо терпение, чтобы протереть каждую игрушечку. Такое качество есть только у представительниц слабого пола», — поделилась начальник ОТК цеха металлизации Валентина Афанасьева.

Когда игрушка прошла металлизацию, её отправляют на покраску. На этом этапе украшение за хвостик опускают в краску, затем достают и дают обсохнуть. Следом за дело принимается художник. С помощью акриловых, лаковых красок и присыпки он выводит узоры на изделии. Затем у игрушки обрезают кончик, через который её выдували. И только после всех этих процедур отправляют на продажу.

Работа стеклодува не зря считается очень тяжёлой. Мастерам приходится иметь дело с газом, поэтому их труд считается опасным. На пенсию работники уходят уже в 45 лет.

«Продолжительность рабочего дня у нас 8 часов. Все работники имеют полный социальный пакет и положенный отпуск. Средняя зарплата на предприятии — 25 тысяч, что очень неплохо, если учесть, что в Клину она от 19 до 22 тысяч. А высококлассные специалисты, которые справляются с нормой, получают и до 60 тысяч», — объяснил исполнительный директор ОАО «Ёлочка» Владимир Симанович.

В XIX веке ёлки украшали стеклянными бусами, которые достигали до 4 метров в длину. Они состояли не только из бусин, но и маленьких палочек — стекляруса.

Затем появились картонажные игрушки. Чтобы их изготовить, брали большой лист картона, обклеивали его золотой и серебряной фольгой, потом делали оттиск нужной фигуры и склеивали половинки изделия. Получались яркие птички, морские коньки и другая живность.

В конце 30-х годов на ёлках стали появляться герои детских сказок: Иван Царевич, Красная Шапочка, Кот в сапогах.

В годы великой Отечественной войны игрушки делали из подручных материалов. Героями украшений были Дед Мороз с автоматом, Снегурочка в шлеме, самолёты-истребители, дирижабли, пушки и звёзды.

После войны стали мастерить монтажные игрушки. Это были объёмные фигуры, которые собирались из стекляруса и бусинок. Их производством занимались в основном военные инвалиды. Делали самолёты, велосипеды, лампочки и многое другое.

В 50-х годах, когда большая часть населения страны проживала в коммунальных квартирах, стали выпускать игрушки-малютки для небольших ёлочек.

Во время правления Хрущёва на ёлках страны появились початки кукурузы, всевозможные фрукты и овощи.

Первый полёт человека в космос ознаменовал новый этап в ёлочной моде. Праздничные деревья украшали игрушками в виде космонавтов и ракет.

В 80-е годы стали выпускать игрушки с олимпийской символикой: Олимпийского Мишку и огонь.

В 90-е пришла мода на ёлочные шары с изображением символов года по восточному календарю. Вот и в наступающем 2017 году петух будет красоваться на многих новогодних шарах. Но не только они пользуются популярностью среди россиян. Сейчас возрос спрос на ретро-игрушки, которые производились ещё в 40-х—60 -х годах прошлого века. Хозяйки хотят, чтобы их ёлочки были самыми красивыми, поэтому на их украшение не жалеют ни фантазии, ни денег, ни сил.

Оцените статью
Pallazzo
Добавить комментарий